?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Деревья Запорожья.

Этот пост я писала для своего блога, где у меня большинство друзей находятся за пределами Украины, поэтому текст такой, какой он есть. Но надеюсь, что кто-нибудь и из местных найдёт здесь немного новой информации для себя))). И если есть что дополнить или исправить - буду только рада.

Я учитывала только те деревья, которые во множестве растут у нас в городе, на острове и в многочисленных балках. Именно во множестве, потому что посадить можно много чего, но это ещё не значит, что это растение распространено в нашей местности. Например, недалеко от моего дома растёт чёрных орех, который вообще-то встречается только в Америке. А на Набережной в парке посадили сумах. Но больше они нигде не встречаются, поэтому они идут лесом.  Нам они вообще не интересны. Нет-нет, и не уговаривайте. Только самые обычные деревья, которые мы видим каждый день.


ИВА
Ивы, в основном, плакучие.

ДУБ
К дубам в нашем городе особое отношение. Во-первых, из-за знаменитого Запорожского Дуба, которому более 700 лет и который уже почти отдал концы, но всё ещё привлекает туристов. И во-вторых, из-за большого парка «Дубовая Роща», по которому надо достаточно долго ходить, чтобы найти эти самые дубы. Но они там есть, отвечаю.



ЛОХ
Впервые я услышала это название от нашей учительницы по биологии. Мы, дети, были свято уверены, что это дерево называется маслиной. Плоды, немного вяжущие, но с довольно интересным вкусом, поспевают к середине сентября, так что по дороге со школы можно было сорвать себе веточку и сжевать горстями «маслинки», выплёвывая полосатые семечки. А тут тебе биологичка говорит, что ты ешь лоха! Это просто переворот сознания какой-то.
Да и потом, вот когда их много, то как это называется? Лошиная роща? Лоховская роща? Роща лохов?



И вот, ближайший родственник лоха:
ОБЛЕПИХА
С виду тот же самый лох, даже тоже с колючками, только плоды оранжевого цвета. Мне нравится фраза на википедии «Собирают плоды путем «ошмыгивания» ветвей».  Чудесный глагол.
Оба растения – лох и облепиха – принадлежат к семейству лоховых. И они прекрасно живут на сухих плодородных почвах, и им наплевать на загрязненность воздуха. В общем, они тут у нас как дома.


РЯБИНА
Ну рябина как рябина, что с неё взять-то. Но могу блеснуть википедными знаниями.
К рябине можно привить ветки груши и айвы, и тогда с одного дерева можно собрать три разных плода. А черноплодная рябина вообще на самом деле не рябина, а мичуринская арония. У нас она разве что в чьих-нибудь садах растёт.

ЧЕРЕМУХА
Наша черёмуха выглядит вот так.  Немного иначе, чем обычная, которая растёт в России.


БУЗИНА


Найди отличия:


ЯСЕНЬ
Все знают, что есть такое дерево ясень. Но многие отчего-то затрудняются сказать как именно оно выглядит. Вот он, во всей красе. Уверена, что вы сто раз уже видели эти капельки-сережки. Спрашивайте, где ваша любимая:



 Если ясень не ответил вам, спросите у тополя:
ТОПОЛЬ


С тополями тут такая история. С одной стороны, они быстро растут, и вырастают очень красивыми и высокими. Если кто-то, живя на 8-9 этаже, говорит, что у него из окна ничего не видно из-за деревьев, то скорее всего под его домом растут именно тополя.


А с другой стороны, есть два больших минуса. Во-первых, в конце весны появляется тополиный пух  к ужасу аллергиков. А во-вторых, тополя имеют свойство сгнивать изнутри, оставаясь снаружи совершенно здоровыми. А потом разом всем своим 40-метровым ростом падать прямо на дома, дороги, провода и машины. Что, согласитесь, не очень весело.

И чтобы такое не случилось, управление города делает тополям секир-башку. Выглядит это примерно вот так:


АЙЛАНТ
Вот он, красавец, с которого всё началось.  Айлант. Дерево, которое растёт здесь повсеместно и которое мало кто знает по имени. Издали вполне себе похоже на пальму, особенно учитывая, что у молодых побегов  листья могут быть длиннее метра. В оригинале название обозначает «дерево богов», а в США из-за высоты называют его «tree of heaven» ну или "ghetto palm".



АБРИКОС
Как я уже писала, абрикос у нас растёт повсеместно, и в июле щедро сыпет на землю плодами. Кстати, косточки абрикос можно разбивать, а сердцевинку, похожую на миндаль, поджарить, как семечки подсолнуха. Получается очень вкусно.   С дичкой такой фокус не пройдёт – у неё косточки горькие.



ОРЕХ
Из орехов  у нас растёт только грецкий орех и водяной орех (чилим). Но водяной орех – это такая лиана под водой, а орехи на нем с такими шипами, что мало не покажется. Зато грецкий орех – дерево, вот оно:


 Поспевает в начале осени. Сначала он такой вот в зеленой шкурке, потом шкурка лопается и на землю вываливается знакомая коричневая скорлупа. Пока орех свежий, он белого цвета и с него можно снять кожицу. Чем дольше он лежит, тем он темнее и  меньше горчит.

ЕЛЬ
В нашей местности сама по себе ель не растёт – только в парках и возле офисов.
Кстати сказать, помните песню про смереку? Оказывается, это тоже про ёлку.



СОСНА
 Зато сосны в обилии растут на острове, да и на новый год к нас привозят именно сосны, а не ели. Они и стоят дольше, и не так мерзко сыпятся, и стоят дешевле.
И да, я знаю, что у нас их больше, чем один вид, но, оказалось, я совершенно неспособна разобраться в отличиях между разными видами. Поэтому пусть будет просто сосна. Самая обыкновенная.


ЯБЛОНЯ, ГРУША
Также у нас растут дикие яблони, груши и далекий ужасно колючий предок сливы – терновник. Но последний – это куст, поэтому тут его не будет.



БОЯРЫШНИК
Боярышник растёт преимущественно в балках. Поспевает к августу.


БЕРЕЗА
Сама по себе берёза у нас не растёт, только если специально посадят. Но посадили её много.


ВЯЗ
Вяз выглядит как архетип дерева вообще. Деревянистее не бывает. Он настолько ничем не примечателен, что его никто никогда не замечает.


Если в фильме «Кошмар на улице вязов» действительно расли эти деревья, значит это была самая скучная улица. Ну, пока не пришёл дядька в полосатом свитере.
Цветёт вяз весной, а плоды образуются ранним летом. Три года назад я подписала эту фотографию «неизвестное дерево». А теперь глядите-ка, знаю, что это плоды вяза.


ЛИПА
Липа, оказывается, тоже бывает разной. Но это тонкости только для маньяков.



КАТАЛЬПА
Дерево из серии «ни с чем другим не перепутаешь», с огромными сердцевидными листьями, с большими и очень красивыми цветами, а ближе к августу – с длинными зелеными сосульками.




КАШТАН
Самый обычный каштан. Невкусный.



ШЕЛКОВИЦА
С шелковицей всё сложно. У нас растёт три вида – чёрная, белая и красная. Внешне они, по крайней мере, на мой взгляд, ничем не отличаются. И в то же время листья одного дерева могут выглядеть совершенно по-разному. Да что там дерева – одной ветки.

Плоды шелковицы очень сочные, а черные – ещё и ужасно маркие. И сладкие. Если делать пирожки или вареники с шелковицей, они получаются приторными.  И ещё можно делать вино.

Шелковица (тутовое дерево) так называется из-за гусеницы шелкопряда, которая денно и нощно жрёт листья, а потом оборачивается непрерывной шёлковой ниточкой.  До недавнего времени у нас в городе была шелкомотальная фабрика, и, соответсвенно, шелковицу  можно найти не только в дикой природе, но и найти большие посадки тутового дерева.  Ешь сколько влезет.



БЕРЕСКЛЕТ
Обычно это растение используют для декоративного озеленения, но у нас я видела его только в балках. Там, внизу, где много тени. И в виде больших деревьев, и просто кустов. Плоды у бересклета хоть и красивые, но ядовитые.



РОБИНИЯ
Робиния – это то, что местные жители называют белой акацией. Красивые и душистые белые цветы, коричневые стручки, колючки и всё такое. Но это не акация.


СОФОРА
И это тоже не акация. Это софора.


ГЛЕДИЧИЯ
Хуже того, и это тоже не акация! Это гледичия. По вполне понятным причинам, её не сажают в парках, зато на Хортице её можно легко найти и пообрывать шипы тридцатисантиметровой длины.


Вы спросите, а как же акация? А нет у нас акации.  Как нету ольхи и осины. Надо как-то с этим смириться и жить:).


КЛЁНЫ

Любите ли вы клёны так, как люблю их я? Стоило только копнуть, как оказалось, что видов у клёна – обрывай не хочу. А когда начинаешь их сравнивать, так кажется, что каждое новое дерево принадлежит к другому виду.






Листья татарского клёна вообще не похожи на привычные кленовые листья. Зато в июне у него появляются  «вертолётики» ярко-красные «вертолётики».  Мимо не  пройдёшь.




Или вот тоже странные для клёна листья.
 


И если вы подумали, ну ладно извращаться-то, зато если видишь кленовый лист, похожий на нормальный клён, то тут-то уж точно не ошибёшся. Я тоже так думала. Но вот тут ниже из двух листов кленовый только один.


ПЛАТАН


Издали он ничем не отличается от клёна, пока не начинаешь замечать детали. Вместо «вертолётиков» на дереве висят  колючие шарики. А кора похожа на военный камуфляж. Ну и листики, может, чуть плотнее.



СКУМПИЯ
Не путать с рыбой. Ставлю это дерево на последнее место, так как именно это название узнала последним. Это такое ужасно полезное растение, которое можно использовать сверху до низу для разных корыстных целей.  А какое оно красивое осенью – это что-то!







Ну и всё. 40 видов деревьев. Мой сентябрь как на ладони.

Comments

( 60 comments — Leave a comment )
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
oles_barlig
Oct. 24th, 2011 03:13 pm (UTC)
велике спасибі за фото маслини (лоха).
якраз збирався писати про неї пост. от що цікаво: торік директор Національного парку Великий Луг сказав мені, що ця рослина була акліматизована тут в 50-х роках минулого століття (завезли до нас з Азії). але одна моя знайома стверджує, що її бабуся в ще у 1908-му році їла її ягоди. от і цікаво - коли вона у нас з'явилася?
amber_lacerta
Oct. 24th, 2011 08:02 pm (UTC)
Нажаль, в мене не залишилось бабусь, щоб спитати. Але, насправді, ці дерева зі східу - гледичія, айлант, лох, софора - то, мабуть, не просто так. ;)
fish_ua
Oct. 24th, 2011 04:19 pm (UTC)
чудова стаття.
плями від маркої чорної шовковиці найліпше виводити... білою шовковицею. Що й логічно: розчинник у цього барвника той самий ;)
а "маслину" давно мрію посадити вдома. і є де накопати... але все ніяк не зберуся навіть набрати ягід :(
fish_ua
Oct. 24th, 2011 04:22 pm (UTC)
до речі... цього року на Хортиці всі дуби уражені чимось. на листі крихітні бісерини чиїхось яєчок. не гали, гали я знаю... мене лякає сама думка, що наступної весни все це населення вилупиться і почне літати.
(no subject) - amber_lacerta - Oct. 24th, 2011 08:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - fish_ua - Oct. 25th, 2011 05:21 am (UTC) - Expand
(no subject) - amber_lacerta - Oct. 25th, 2011 08:23 am (UTC) - Expand
(no subject) - amber_lacerta - Oct. 24th, 2011 08:12 pm (UTC) - Expand
martishka
Oct. 24th, 2011 07:23 pm (UTC)
Очень познавательно, можно выпустить книжку для детей.
amber_lacerta
Oct. 24th, 2011 07:56 pm (UTC)
Спасибо)))
Мне вот, кстати, в детстве не хватало подобных знаний. Я вообще по собственной инициативе самостоятельно проштудировала всю энциклопедию домашних растений. Но обычно детям такое неинтересно.
Если знают взрослые, то и дети будут знать. А то вот среди моих знакомых вообще никто не знал как выглядит ясень и вяз. Не сказать, чтобы это было смертельно, но как-то... обидно, что ли.
(no subject) - martishka - Oct. 24th, 2011 09:52 pm (UTC) - Expand
(no subject) - fish_ua - Oct. 25th, 2011 05:25 am (UTC) - Expand
(no subject) - amber_lacerta - Oct. 25th, 2011 08:43 am (UTC) - Expand
bes_komentariev
Oct. 25th, 2011 10:17 am (UTC)
Скажите, можно ли перепостить на сайт "Ретро-Запорожье"? У нас там как раз раздел "Флора" не совсем заполнен.
amber_lacerta
Oct. 25th, 2011 01:32 pm (UTC)
Да, конечно, мне будет приятно, что кому-то это пригодилось и стало интересным. Фотографии мои, в основном, подписаны, так что всё в порядке, можете публиковать.:)
helenyu
Oct. 25th, 2011 11:40 am (UTC)
О спасибо большое! Очень интересно!
сколько раз проходишь видишь эти деревья, а как кого зовут не знаю:)
Для меня открытие - вяз, софора, робиния, особенно катальпа - сколько их растет, а названия никто не знает, зато все знают дерево с большими листьями и зелеными сосульками:)
теперь бы все это запомнить:)
amber_lacerta
Oct. 25th, 2011 01:41 pm (UTC)
Пожалуйста!
Я сама, пока разбиралась, столько открытий для себя сделала. Некоторые деревья до этого вообще в упор не замечала.Те же платаны. Сначала наделала себе фотографий с подписью КЛЕН, а потом стала ффотографировать с плодами - и тут вдруг такой облом. И точно так же с акациями. Начала искать подвид - и вдруг оказалось, что настоящую акацию я вообще никогда в глаза не видела.

Самое занятное то, что эти деревья растут только в нашей местности. В России я таких уже не видела. Экзотика, понимаешь))))
(no subject) - helenyu - Oct. 25th, 2011 04:39 pm (UTC) - Expand
(no subject) - amber_lacerta - Oct. 25th, 2011 07:25 pm (UTC) - Expand
(no subject) - helenyu - Oct. 25th, 2011 10:13 pm (UTC) - Expand
(no subject) - amber_lacerta - Oct. 25th, 2011 10:15 pm (UTC) - Expand
martinkadp
Oct. 25th, 2011 11:40 pm (UTC)
платани люблю страшенно... дивно: в Запоріжжі і, наприклад, Мелітополі їх повно, а в Донецьку - лише кілька штук насаджені в останні роки.
а може ще підкажете, дерево з такими довгими пласкими стручками, які по осені закручуються в спіраль? чи це гледичія і є?
amber_lacerta
Oct. 26th, 2011 09:47 am (UTC)
Да, это и есть гледичия. Больше всего её на Хортице вдоль дороги перед въездом на короткий мост Преображенского, и по дороге на тур.пляж. В балках они есть, но очень маленькие, даже не знаю, как они туда вообще попали. Ещё одно дерево, к своему большому удевлению, увидела на Набережной в сквере недалеко от АШАНа. В этом сквере полно детей бегает, а там прямо на урокне глаз колючки по 20 см. Ужас.

И вот гледичию я в других городах аж ни разу не видела. Лаже удивительно, откуда такой монстр тут взялся.
Прочитала тут, что растение так называется в честь директора Берлинского бот.сада Йоханна Гледича, который умер ещё в 1786 году.
http://uk.wikipedia.org/wiki/Гледичія_колюча
(no subject) - martinkadp - Oct. 26th, 2011 01:12 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
amber_lacerta
Nov. 2nd, 2011 10:28 pm (UTC)
Вы уверены, что именно глядичия? Просто такие шипы и на территории школы - это как-то подозрительно. Зелеными я плоды не видела, а в зрелом виде они очень похожи на зерна кофе. И цвет, и размер, и форма.
helenatur
Nov. 3rd, 2011 02:38 pm (UTC)
"Если в фильме «Кошмар на улице вязов» действительно расли эти деревья, значит это была самая скучная улица. "
кроме нескольких дней в году, когда, вроде бы обычно непримечательные плоды вяза, начинают облетать с деревьев. и тогда, в лучах солнца, весь этот семепад превращается в блестящий поток и кажется, будто стоишь под золотистым дождем. я бы хотела погулять по улице вязов в эту волшебную пору :) чего и вам желаю

а за обзор спасибо :) ясень для меня таки стал открытием :)
amber_lacerta
Nov. 3rd, 2011 04:30 pm (UTC)
Я долгое время не могла никак выяснить, что же это за деревья, потому что ни семян, ни цветов - и следа от всего этого не было. Дело было в августе, и задолбала всех своих друзей и знакомых вопросами - кто что помнит, кто что знает. Никто и ничего. И я, признаться, совершенно не помню как выглядит этот "семянопад"))))Смутно так припоминается, что они вроде высыхают до коричневого цвета и потом падают пачками, но это чисто интуитивно, я никогда на это не обращала внимания.
Буду ждать следующего июня))))))
Edward Lis
Oct. 11th, 2012 07:07 am (UTC)
очень хорошая статья
граммар-наци нашёл одну орфографическую ошибку. в слове "копнуть" пишецца "о"

а вообще у нас в новочеркасске растут точно такие же деревья
amber_lacerta
Oct. 11th, 2012 07:28 am (UTC)
Re: очень хорошая статья
Граммар-наци молодец, глаз-алмаз. Исправила недочет:))
Ну так Новочеркасск тоже находится примерно в этой же полосе, на сколько я знаю. По крайней мере, с Ростовом у нас погода обычно почти одинаковая. Я вот сейчас в Дании, на фотографиях вроде природа такая же, но на самом деле деревья совершенно другие. Берез несчастных - и тех нет.
fofka
Oct. 14th, 2012 04:08 pm (UTC)
пасибі!
amber_lacerta
Oct. 15th, 2012 12:27 am (UTC)
Нема за що)))
(no subject) - evgenoo8889 - Feb. 17th, 2013 02:44 pm (UTC) - Expand
ИРИНА ЛАВРЕНТЬЕВА
Jul. 15th, 2013 08:53 am (UTC)
Благодарю за информацию и фото ,теперь я знаю что за дерево растет у меня за окном
amber_lacerta
Jul. 15th, 2013 03:14 pm (UTC)
Всегда пожалуйста:)
Алексей Сальников
Jul. 17th, 2013 06:53 pm (UTC)
акация
у нас в Днепре акация растёт на песчаных берегах и на косе. Такой милый кустарничек. Фотографий сейчас нет, но могу, если надо.

(Понравилась работа - нашёл название дерева, которое не ног определить : гледичия растёт через дорогу от дома и я думал это вид акации. Так что - спасибо)
amber_lacerta
Jul. 19th, 2013 09:50 am (UTC)
Re: акация
Всё возможно:)
В Запорожье я не нашла акацию так, чтобы она росла сама по себе, только в новых парках. Да и в ЗП ж скалы возле Днепра, это тоже, наверное, влияет.
maxim06082014
Aug. 1st, 2014 11:21 am (UTC)
Что можно съесть?
А где бирючина, можжевельник, кипарис? В Запорожье они есть.
Может я ошибаюсь в названиях, может не бирючина, а что то другое...
А бузина ядовита или нет?
И вообще хочется знать, что можно съесть и не отравиться?
Город у нас не очень чистый, и лучше не есть, но всё же интересно.
Картинка вяза куда то подевалась.

Почему я задумался? Встретил в YouTube ролик, там один парень делал ножны, и говорит - даже не знаю, что это за дерево. Я подумал, у каждого растения есть свои свойства, посмотрел в интернете:
+ Ясень - слабительное
+ Можжевельник - противопоказан при гипертонии и при воспалении почек.

Вот так думаю, сделал парень ножны, к примеру из ясеня, и у него вдруг по "непонятным" причинам бегучесть появилась...

Спасибо, было интересно, познавательно - колоссальный труд.

Edited at 2014-08-01 12:42 pm (UTC)
amber_lacerta
Aug. 1st, 2014 12:52 pm (UTC)
Re: Что можно съесть?
На сколько я видела, бирючина у нас растет только в виде кустарников. А можжевельник и кипарис - это деревья, которые специально садят грядочками - в посадках и балках вы их не найдете днем с огнем. У меня же была цель найти сведения именно о местных деревьях, которые тут всё время росли. В парках и перед админ.зданиями может расти что угодно. И пальмы в горшках тоже)).

Про бузину клясться не буду, но на сколько я знаю, не ядовитая. С другой стороны, чего ее есть, если она невкусная)). В Дании, я знаю, напиток из цветов бузины - самый смак. На всех праздниках на столе.

Вот разве что советовала бы не увлекаться косточками от абрикоса. А так даже и не знаю. Чисто руководствоваться здравым смыслом.
Re: Что можно съесть? - amber_lacerta - Aug. 1st, 2014 12:56 pm (UTC) - Expand
Re: Что можно съесть? - maxim06082014 - Aug. 1st, 2014 03:23 pm (UTC) - Expand
Re: Что можно съесть? - amber_lacerta - Aug. 1st, 2014 04:41 pm (UTC) - Expand
Спасибо - maxim06082014 - Aug. 1st, 2014 06:05 pm (UTC) - Expand
Re: Спасибо - amber_lacerta - Aug. 1st, 2014 06:27 pm (UTC) - Expand
maxim06082014
Aug. 2nd, 2014 09:05 am (UTC)
Кажысь Гёте
Что я хочу от травника:
- Красивые понятные картинки
Вот скажем у Вас красивый фон, красиво оторванная бумажка, красивый почерк
- Что можно сделать из данного дерева (растения), ложки, пороги...
- Что можно вылечить, что ядовито...
- Насколько твёрдое, ареал, сколько даёт кислорода, тепла, как долго горит
- Интересные факты...
- Микроэлементы (железо...)
Заговорил недавно с коллегой, он хотел рассказать, что из дерева можно добыть электричество, я это знал, и сказал, что есть и более гуманные способы добычи, не обязательно дырявить дерево, если интересно, я про электричество разместил здесь:
аштитипи...foxpro.maxim.zp.ua/energiya.хтмл

...

Был один поэт - Гёте, ему нравились не помню точно, кажысь фиалки, он просто ходил и везде разбрасывал семена, может тоже в робингуды податься, отламывать что то кипарисовое, смотреть когда дождь и перед дождём втыкать где попало веточки...

Кипарисовые живут дольше, вопрос о выгоде спорный...
Тополь насколько я знаю ни на что не годится, не для деревообробки ни в печь не годен.

Edited at 2014-08-02 09:42 am (UTC)
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
( 60 comments — Leave a comment )

Profile

misto_zp
Интересное Запорожье/Захоплююче Запоріжжя

Latest Month

May 2013
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner